Раздали по газу: в России хотят ввести лицензирование экспорта СПГ
Лицензии будут определять сроки разрешения и предельные объемы экспорта произведенного СПГ.
Минэкономразвития готовит реформу для газовой отрасли. Ведомство предложило разрешить экспорт из России малотоннажного сжиженного газа (СПГ) посредством выдачи специальных лицензий. Речь о газе, произведенном на небольших заводах. Такое предложение Минэкономразвития направило в Правительство, рассказали «Известиям» в ведомстве. Лицензии будут определять сроки разрешения и предельные объемы экспорта произведенного СПГ. В Минэкономразвития объяснили, что сейчас небольшие НПЗ могут экспортировать СПГ через «Газпром», который вправе отказывать компаниям. Возможность экспортировать самостоятельно даст мотивацию развивать больше СПГ-заводов в России и увеличит объем производства дешевого газового топлива на внутреннем рынке, считают в министерстве. Эксперты полагают, что сегодня для России в приоритете насыщение газовым топливом внутреннего рынка.
Всё по лицензии
Минэкономразвития предложило рассмотреть вопрос об экспорте малотоннажного СПГ из России посредством выдачи лицензий на экспорт. Лицензии должны будут определять сроки действия разрешения на экспорт и предельные объемы поставок за рубеж. Доклад с таким предложением Минэкономразвития направил в Правительство 31 мая, сказали «Известиям» в министерстве. В Кабмине «Известиям» подтвердили, что вопрос находится в проработке. По мнению специалистов Минэкономразвития, выдавать лицензии на экспорт должно Минэнерго.
В России под малотоннажными СПГ подразумеваются производства мощностью не более 10 т в час (порядка 80 тыс. т в год), отметил замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Такой норматив прописан в ГОСТе Р 55892-2013. Но окончательное определение малотоннажных СПГ будет разработано Минэнерго до 1 октября 2021 года, отметили в ведомстве.
— Проведенный министерством анализ финансово-экономических показателей деятельности заводов по производству малотоннажного СПГ показывает, что полной загрузке производства и повышению экономической эффективности таких проектов могла бы способствовать возможность экспорта, — заявили в Минэконоразвития.
В ведомстве добавили, что для выхода на приемлемый показатель рентабельности малотоннажных проектов СПГ необходимо разработать механизм, учитывающий интересы внутреннего рынка и производителей сжиженного газа, а также влияние на результаты экспортной деятельности «Газпрома» и эффекты для бюджетной системы России.
— Возможность экспорта СПГ, произведенного на малотоннажных заводах в РФ, предусмотрена действующим законодательством и в настоящее время осуществляется через единый экспортный канал «Газпрома». При этом такая возможность экспорта может быть ограничена необходимостью договорных процессов для заключения соглашений между участниками, а также правом «Газпром экспорта» отказать в заключении таких соглашений, — отметили в Минэконоразвития.
В «Газпроме» на момент публикации на запрос «Известий» не ответили.
При разрешении экспорта для производителей может быть установлено и обязательство по приоритетным поставкам СПГ на внутренний рынок в объеме не менее 75% от произведенной продукции. По мнению специалистов Минэкономразвития, такие ограничения будут способствовать развитию внутреннего рынка малотоннажного СПГ в части расширения его использования в качестве моторного топлива, а также в целях газификации, заключили в ведомстве.
— Попытка предложить часть производимого СПГ отправлять на экспорт может создать дополнительный стимул для развития новых проектов. Подобного рода инициативы обсуждались еще лет пять назад, даже проводились соответствующие исследования, в рамках которых делался вывод о необходимости либерализации экспорта газа, в том числе за счет малотоннажного СПГ, — отметил Александр Фролов.
Он добавил, что с расширением малотоннажного производства связана перспектива газификации отдаленных регионов, которые сложно газифицировать трубопроводом.
В Минэнерго отметили, что энергетической стратегией России до 2035 года поставлена задача поэтапной либерализации экспорта СПГ, но при обязательном условии приоритета поставок на внутренний рынок для обеспечения нужд населения. Кроме того, развитие малотоннажного СПГ предусмотрено долгосрочной программой развития производства сжиженного природного газа в РФ, добавили в ведомстве.
Рынки и перспективы
Сегодня в стране работают 11 малотоннажных заводов по выпуску СПГ общей мощностью 0,1 млн т в год и фактической загрузкой около 40%, сказано в утвержденной Правительством дорожной карте по развитию рынка малотоннажного СПГ и газомоторного топлива до 2025 года. Поставками на внутренний рынок занимаются восемь заводов, указано в документе.
Хотя цены на нефть уже вернулись к докризисному уровню, потребление черного золота пока значительно отстает
СПГ практически невозможно хранить — весь произведенный объем должен как можно быстрее уйти в продажу или он в прямом смысле слова испарится, сказал «Известиям» исполнительный директор Союза предприятий газомоторной отрасли Артем Данилов.
— Производителю нужен гарантированный и постоянный сбыт, а внутри страны — сезонные колебания, неустойчивый рынок, логистические риски. Вот и получается, что разрешение на экспорт оказывается на самом деле важной мерой поддержки внутреннего рынка и потребителя, — считает эксперт.
Александр Фролов предупредил, что разрешение экспортировать на внешний рынок лишь 25% от производимого СПГ может быть недостаточным стимулом для компаний строить новые предприятия.
— Если у вас есть рынок сбыта внутри страны и вы продаете СПГ как конечный продукт, то для вас, пожалуй, перспектива экспорта не столь привлекательна. Если для вас просто принципиальна возможность экспорта, вероятно, вы не очень понимаете, кому вы будете продавать этот газ внутри страны и что будете делать с оставшимися 75% производимого СПГ, — заключил аналитик.
Заместитель руководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова, напротив, считает ограничение объемов экспорта самым ценным в предложении Минэкономразвития.
— Внутренний рынок сейчас гораздо больше нуждается в дополнительных объемах газа, в том числе от небольших производителей, способных доставлять СПГ, например, на небольшие электростанции в регионы, где строить заново газопроводную инфраструктуру достаточно дорого, или, например, на плавучие электростанции, — отметила эксперт.
Небольшие заводы и установки по производству СПГ могли бы сыграть значительную роль в программе перевода половины общественного транспорта в регионах на газовое топливо, считает Наталья Мильчакова. Этот процесс сдерживает практически полное отсутствие СПГ на рынке, добавил Артем Данилов.
Как писали «Известия», Госсовет РФ может рекомендовать губернаторам перевести на газ не менее половины жилищно-коммунальной техники, муниципального и регионального транспорта. По данным Минэкономразвития, использование СПГ на автобусах экономит до 10 рублей на 1 км пробега. В Минэнерго «Известиям» сказали, что перевод техники на газомоторное топливо позволит оптимизировать муниципальные бюджеты за счет снижения затрат на топливо и сократить выбросы вредных веществ.
Источник: Известия
Добавить комментарий