В НИУ ВШЭ предложили распространить режим единого рынка ЕАЭС на естественные монополии
Вывод транспортных, финансовых услуг, услуг в сфере естественных монополий и энергетики из общего режима функционирования Единого рынка услуг является существенным ограничением для интеграции стран ЕАЭС.
Изъятие естественных монополий и некоторых других секторов из общего режима функционирования Единого рынка услуг препятствует интеграции стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), считают аналитики НИУ ВШЭ. Такие выводы сформулированы в международном докладе «Оценка интеграционных процессов ЕАЭС в сфере торговли — 2022», с которым ознакомилась «РГ».
В ЕАЭС, который был создан в 2015 году, входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения. В числе основных целей Союза — формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
«Вывод транспортных, финансовых услуг, услуг в сфере естественных монополий и энергетики из общего режима функционирования Единого рынка услуг является существенным ограничением для интеграции стран ЕАЭС», — отмечают в НИУ ВШЭ. В то же время именно эти сферы могут способствовать глубокой интеграции экономик ЕАЭС, указывают аналитики. Потому конкретный рабочий план по либерализации услуг, связанных с этими сферами, мог бы стать важным шагом в формировании единого рынка.
По словам директора Института торговой политики НИУ ВШЭ Александра Данильцева, сотрудничество в рамках ЕАЭС приобретет особое значение в условиях санкций, поскольку нарушены глобальные цепочки поставок. Никаких признаков появления новых проблем на уровне ЕАЭС нет, но остаются те же сложности, которые были раньше. Среди них изъятия, установленные в рамках ЕАЭС, различные отраслевые приоритеты и интересы, указывает Данильцев.
При этом, скорее всего, в 2022 году активизируется деятельность по взаимному инвестированию стран внутри ЕАЭС, поскольку возникнет потребность во взаимных цепочках поставок и, возможно, создании новых предприятий, считает он. На уровне ЕАЭС вполне могут быть заключены новые соглашения о свободной торговле, в частности, с азиатскими странами, а, может быть, и странами Латинской Америки от имени ЕАЭС, предполагает эксперт.
Как указано в докладе, пока результаты деятельности ЕАЭС в сфере торговли неоднозначны. Показатель комплементарности, то есть взаимодополнения торговли за период 2015-2020 гг. не вырос. То есть интеграционное взаимодействие не привело к адаптации товарной структуры торговли к особенностям взаимного спроса и потребностей государств-членов ЕАЭС, делают вывод в НИУ ВШЭ. Торговля недостаточно активно участвует в процессе формирования общего экономического комплекса.
С момента образования ЕАЭС взаимная торговля услугами между государствами-членами ЕАЭС выросла с 8 млрд долларов США в 2016 году до 9,7 млрд долларов в 2019 году или на 20,9%. Но в 2020 году, как и по всем другим показателям, произошло снижение на 27,8% до 7 млрд долларов. К тому же за 2015-2021 гг. общий объем накопленных взаимных инвестиций стран-членов ЕАЭС снизился на 1,4%, с 17,05 млрд долларов до 16,8 млрд долларов.
Больше всего объем накопленных инвестиций и товарооборот изменяются согласованно у России и Казахстана.
«Результаты анализа еще раз говорят о том, что на данном этапе интеграции на пространстве ЕАЭС из пяти стран Союза пока только для Казахстана можно ожидать проявление связи между взаимным инвестированием и взаимной торговлей, а для других четырех стран предполагать такую взаимосвязь нет оснований», — отмечают в НИУ ВШЭ.
Источник: Российская газета
Добавить комментарий