Эксперт: конфликт на Ближнем Востоке делает СМП приоритетным логистическим каналом в мире
По словам зампредседателя общественного совета при Комитете по делам Арктики Санкт-Петербурга Алексея Фадеева, вовлечение в конфликт третьих стран ставит под угрозу безопасное использование Суэцкого канала.
Геополитическая ситуация на Ближнем Востоке и увеличение военных, транспортных и экономических рисков для грузоперевозок по Суэцкому каналу может сделать Северный морской путь (СМП) приоритетным логистическим каналом доставки грузов из Европы в Азию с кратным ростом объема грузопотока в будущем. Такое мнение высказал ТАСС доктор экономических наук, заместитель председателя общественного совета при Комитете по делам Арктики Санкт-Петербурга Алексей Фадеев.
«Текущая геополитическая ситуация на Ближнем Востоке создает существенные военные, экономические и транспортные риски в Красном море, а также в восточной части акватории Средиземного моря, то есть с обеих сторон Суэцкого канала. И если раньше Северный морской путь рассматривался лишь как альтернатива для доставки грузов из Азии в Европу, то сейчас он может стать приоритетным для мировой логистики», — сказал А. Фадеев.
Стоимость перевозок
Он пояснил, что конфликт на Ближнем Востоке напрямую влияет на мировые логистические потоки. Так, стоимость грузоперевозок через Суэцкий канал — кратчайший действующий путь из Китая в Европу — к марту 2024 года выросла почти до $7 тыс. за контейнер, тогда как до начала ближневосточного кризиса составляла всего $750.
«Обходной путь вокруг Африки через мыс Доброй Надежды, который сейчас активно используют как альтернативу, и длиннее по расстоянию, и дороже в среднем в полтора, а в отдельных случаях и в два раза, чем путь через Суэц», — подчеркнул А. Фадеев, отметив, что вовлечение в конфликт третьих стран, например Египта, вообще ставит под угрозу безопасное использование Суэцкого канала в целом.
Рынок углеводородов также зависит от дальнейшего развития ситуации на Ближнем Востоке. Еще одно «узкое горлышко» мировой логистики и рынка сжиженного природного газа — это контролируемый Ираном Ормузский пролив. Сейчас по нему перевозится порядка 25% мирового объема СПГ. Если Иран, будучи втянутым в конфликт, закроет этот путь, то цены на газ повысятся кратно с труднопрогнозируемым результатом, считает эксперт.
Северный морской путь
«В отличии от ближневосточных каналов, Севморпуть лишен военных и логистических рисков. Если раньше считалось, что СМП на начальном этапе может претендовать на 10-15% трафика Суэцкого канала, то в свете текущей геополитической ситуации эта цифра может вырасти как минимум в два раза», — отметил А. Фадеев.
Что касается стоимости прохода по СМП, то в настоящее время просчитать ее невозможно, так как неизвестно, какие суда с какими объемами и видами грузов будут использовать арктический логистический коридор. «Сейчас можно говорить о том, что путь через СМП из Азии в Европу в два раза короче, чем через Суэцкий канал, а значит и расходуемое топливо, и фрахт судов, который считается по количеству дней в пути, будет меньше. Также с увеличением ледокольного флота РФ и развитием инфраструктуры Севморпути стоимость прохода будет уменьшаться, что привлечет еще больше грузоотправителей», — пояснил эксперт.
Перспективы развития и востребованность СМП
Китай является главным внешнеторговым партнером для порядка 140 стран, зарегистрированных в ООН. Очевидно, что необходимо обеспечение регулярных и безопасных поставок продукции из Азии к конечным потребителям, что может обеспечить именно СМП, считает А. Фадеев. «Несмотря на существующие макроэкономические и внешнеполитические вызовы, за 2023 год по арктическим морям было доставлено 36,254 млн тонн грузов с превышением целевого показателя более чем на 250 тыс. тонн. Транзитные перевозки на СМП также вышли на новый исторический максимум в 2023 году — 2,129 млн тонн грузов», — отметил эксперт.
О востребованности северного коридора и заинтересованности в нем грузоперевозчиков говорят и данные Росатома, который является инфраструктурным оператором СМП. Всего в 2023 году было выписано 1,218 тыс. разрешений на движение судов в акватории СМП (в 2022 году — 1,163 тыс.), в том числе 115 — иностранным компаниям (в 2022 году — 55).
«Интерес к транзитным перевозкам по СМП сохраняется. Успешный опыт международных транзитов доказывает эффективность морских перевозок грузов крупнотоннажными судами по СМП. Так, осенью 2023 года контейнеровоз Newnew Polar Bear (Гонконг) стал первым международным судном в новейшей истории РФ, которое прошло по СМП. Можно сколько угодно политизировать российские арктические проекты, но зарубежный бизнес невозможно заставить делать то, чего он не хочет», — заключил А. Фадеев.
Источник: ТАСС
Морские перевозки
Добавить комментарий