Будущее – за промышленной кооперацией
Комиссия призвана оказывать комплексное содействие в организации работы по кооперации и импортозамещению, разрабатывать механизмы и инструменты поддержки кооперации и импортозамещения, помогать выстраивать кооперационные импортозамещающие производственные цепочки на уровне Союза.
В интеграционных процессах людей больше всего интересует то, что касается их напрямую: продовольственная насыщенность рынков стран-партнеров, обеспеченность лекарствами первой необходимости, развитие импортозамещающих производств. Об этом министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артак Камалян рассказал изданию «Деловой Казахстан».
Артак Каджикович, начнем разговор, во всех смыслах, с хлеба насущного. В последние годы во всем мире обострились задачи обеспечения продовольственной безопасности. Как с учетом географических и климатических условий стран ЕАЭС на уровне ЕЭК решаются вопросы системного самообеспечения Союза продуктами питания и как работает здесь принцип взаимодополняемости экономик наших стран?
А. К. Камалян: В настоящее время страны Евразийского экономического союза полностью покрывают внутренние потребности в зерне, свинине, мясе птицы, молоке, растительных маслах и яйцах за счет собственного производства. В целом по ЕАЭС в прошлом году показатель самообеспеченности составил 93%. В силу объективных причин отмечается лишь недостаток собственных фруктов и ягод.
За 11 месяцев 2022 года производство сельскохозяйственной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2021 года увеличилось на 5,1%. В Казахстане, кстати, зафиксирован самый высокий рост – 8,5%. Следом идут Кыргызстан – 6,4%, Россия – 4,7%, Беларусь – 3,5%.
Важную роль в обеспечении населения Союза продовольствием играет взаимная торговля, объемы которой в 2021 году достигли почти 12 млрд долларов, увеличившись по сравнению с 2018 годом на 35%. Так, Беларусь снабжает партнеров по ЕАЭС мясомолочной продукцией, Россия – подсолнечным маслом. Армения и Кыргызстан за счет поставок из стран Союза могут практически полностью закрыть свои потребности в растительных маслах и сахаре, а также значительно повысить обеспеченность мясом.
В то же время эти государства-члены имеют высокий потенциал по снабжению Союза фруктами и овощами. Казахстан поставляет на общий аграрный рынок молочную продукцию, пшеницу, масличные культуры, макаронные изделия, минеральные и сладкие газированные воды. Безусловно, с учетом беспрецедентных экономических вызовов государствами-членами предпринимаются системные совместные шаги по укреплению продовольственной безопасности. На уровне Союза утверждены общие принципы и подходы к обеспечению продовольственной безопасности.
В этом документе страны ЕАЭС закрепили намерения обеспечивать продовольственную безопасность Союза за счет собственного производства, реализации потенциала взаимной торговли, а также снижения зависимости от импорта материально-технических ресурсов для АПК. Для достижения обозначенных целей стоят задачи по повышению эффективности производства, развития сотрудничества в сфере государственной поддержки сельского хозяйства, селекции и семеноводства, племенного животноводства.
В прошлом году возникали ситуации, связанные с дефицитом и запретом поставок отдельных видов продукции – сахара, муки, зерна, яиц – в пределах ЕАЭС. Эти вопросы в компетенции ЕЭК, и какие рычаги воздействия или урегулирования вопроса может применить ЕЭК?
А. К. Камалян: Обострение экономической ситуации в мире, выраженное в том числе нарушениями логистических цепочек и циклов сельскохозяйственного производства и, как следствие, повышенным спросом на продукты питания, а также дисбалансом на продовольственных рынках, наблюдается уже несколько лет, с момента начала пандемии COVID-19.
Для того, чтобы минимизировать возможные риски, связанные с нехваткой продовольствия и повышением на него цен, правительства государств ЕАЭС вводили временные ограничения на вывоз отдельных товаров за пределы своих стран, в том числе в отношении партнеров по союзу.
Подчеркну, что обеспечение продовольственной безопасности – один из важнейших элементов национальной безопасности, поэтому в рамках своих компетенций ЕЭК совместно с государствами-членами особое внимание уделяет выстраиванию действенных механизмов межгосударственного сотрудничества в этой сфере.
С 2021 года на площадке Евразийской экономической комиссии действует рабочая группа, которая в случае необходимости собирается и прорабатывает возможности дополнительных поставок сельхозтоваров партнерам по Союзу для покрытия возникшего дефицита на внутренних рынках по причине форс-мажорных обстоятельств. Заседания этого рабочего органа проводятся в оперативном порядке по инициативе любой страны ЕАЭС.
Также ежегодно формируются и на уровне Евразийского межправительственного совета рассматриваются балансы спроса и предложения государств-членов по 17 видам сельскохозяйственных товаров. Понимая важность обеспечения продовольственной безопасности, в прошлом году страны определили перечень товаров первой необходимости, по которым на уровне Совета Комиссии утверждаются индикативные балансы спроса и предложения.
Это: пшеница и меслин, ячмень, кукуруза, семена подсолнечника, сахар, масло подсолнечное. 25 января на заседании Совета ЕЭК были утверждены индикативные балансы на указанные продовольственные товары на этот год.
Отдельно следует отметить предусмотренные Договором о Евразийском экономическом союзе полномочия ЕЭК по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию. В этом плане с учетом складывающейся ситуации на рынке товаров принимаются решения по установлению квот на ввоз из третьих стран недостающих объемов товаров, применению пониженного уровня таможенных пошлин.
Расскажите о работе по поддержке цифровизации в АПК и развития органического сельского хозяйства, предложенных инструментов государственного регулирования. Какие ставились цели, и можно ли уже оценить первые результаты, например, в Казахстане?
А. К. Камалян: Мы провели аналитическую работу по изучению текущих тенденций в цифровизации АПК и сформулировали ряд рекомендаций для стран ЕАЭС. В частности, фундаментальным условием является обеспечение на государственном уровне физической и экономической доступности интернета и информационно-компьютерных технологий в сельской местности. Наряду с этим важно повышение цифровой грамотности, используя академические и краткосрочные программы обучения студентов и селян, в рамках которых возможна презентация цифровых решений, повышающих эффективность ведения сельского хозяйства.
Отмечу, что в рамках Союза есть высокая заинтересованность в распространении опыта Казахстана по внедрению цифровой платформы Qoldau для получения/выдачи сельскохозяйственных субсидий. В части органического сельского хозяйства подчеркну, что одним из базовых принципов функционирования Евразийского экономического союза является свободное движение товаров на всей его территории.
Однако принятие государствами Союза национальных законодательств в сфере производства и обращения органической продукции, имеющих свои регуляторные особенности, создало ограничение для свободного перемещения в ЕАЭС товаров, произведенных органическим способом. В этой связи главы правительств стран – участниц Союза утвердили в 2021 году «дорожную карту» по формированию в ЕАЭС общего рынка органической сельскохозяйственной продукции.
Ключевой пункт документа – разработка международного договора для обеспечения беспрепятственного обращения органической продукции. Комиссия совместно с уполномоченными органами и отраслевыми ассоциациями государств Союза подготовила проект международного договора – соглашение о порядке признания в рамках ЕАЭС продукции органической.
Что это означает? Способно ли новое соглашение существенно облегчить жизнь аграриям?
А. К. Камалян: Безусловно, вся проводимая работа имеет колоссальное значение для тех, кто занят в сфере органики. В рамках международного договора будут определены общесоюзные, унифицированные требования к производству и маркировке органической продукции, а также закреплен принцип взаимного признания сертификатов соответствия органического производства.
Выполнение этих требований обеспечит любому производителю беспрепятственный выход на общий рынок ЕАЭС, составляющий более 180 млн потребителей. Документ одобрен Коллегией ЕЭК и в данный момент проходит внутригосударственное согласование.
ЕЭК был сформирован перечень лекарств, производство которых рекомендуется обеспечить в Союзе. Чем еще может комиссия поддержать эту работу, есть ли план реализации проектов в фармакологии, в том числе на основе кооперации стран ЕАЭС?
А. К. Камалян: В текущей ситуации, когда на фармацевтическом рынке превалируют импортные препараты, обеспечение лекарственной безопасности – непростая задача. Ее решение требует комплексной проработки и глубокой трансформации не только промышленных предприятий, но и регуляторных подходов.
Формирование общего рынка лекарственных средств стало основой структурных преобразований в этой сфере. На площадках государств-членов налажено производство вакцин против коронавирусной инфекции. Ведется работа по их обеспечению стандартными образцами, а также по организации их производства в Союзе.
Одновременно реализуется утвержденный Евразийским межправительственным советом в 2021 году План мероприятий по повышению уровня обеспеченности государств – членов ЕАЭС стратегически важными лекарственными препаратами и фармацевтическими субстанциями для медицинского применения. Их производство должно быть обеспечено в Евразийском экономическом союзе до 2024 года.
Помимо упомянутого перечня, документ содержит ряд мероприятий аналитического, организационного и стимулирующего характера. Они направлены на создание комфортных условий для развития отечественных фармкомпаний, стимулирование производства современных оригинальных лекарств по полному циклу, а также уменьшение доли производства препаратов-дженериков национальными компаниями. Мы подготовили обзоры отрасли производства лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций в Союзе. Утвержден и размещен на сайте Союза перечень производителей лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций.
Кроме того, на площадке профильной рабочей группы прорабатываются предложения по формированию кооперационных цепочек и использованию механизмов поддержки кооперационных проектов в сфере производства лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций.
ЕЭК предлагает новые механизмы развития промышленной кооперации. О каких отраслях идет речь, что каждой из стран-участниц может дать такая кооперация и что каждая из них может внести в этот «кооператив», в частности Казахстан?
А. К. Камалян: Да, в октябре прошлого года главы правительств наших стран договорились о создании нового механизма софинансирования кооперационных проектов в промышленности. Средства будет выделять бизнес и банковские организации, а ЕЭК, в свою очередь, за счет союзного бюджета будет компенсировать только ставку по кредиту. Премьеры государств ЕАЭС видят возможность в субсидировании проекта до размера ключевой ставки или базовой ставки рефинансирования.
Наша задача – стимулировать рост инвестиций в многосторонние проекты. Поэтому ключевыми приоритетами при отборе кейсов будет участие в них трех и более сторон и расчеты финансовой эффективности. Участие компаний в проекте будет оцениваться через такие показатели как создание рабочих мест, модернизация или создание новых мощностей, объем взаимной торговли и инвестиций, оказание проектных или инжиниринговых услуг.
Отрасли промышленного сотрудничества определены решением глав правительств в рамках Основных направлений промышленного сотрудничества. Сейчас, на стадии запуска нового механизма, мы не считаем целесообразным сокращать этот список.
Конечно, объем инвестиций и сроки окупаемости проектов в разных секторах существенно отличаются. Кроме того, объем инвестиций также зависит от стадии реализации проекта. Как правило, инвестпроекты в промышленности имеют длительные сроки окупаемости, поэтому в получении поддержки от банков сектора устойчивого роста могут иметь приоритет.
Если говорить о Казахстане, то республика в 2022 году показала хороший рост в таких отраслях как химическая промышленность – на 10%, машиностроение – более чем на 9%, легкая промышленность – на 6%, металлургия – на 2%. К слову, эти отрасли являются приоритетными во всех государствах-членах, а проекты в них могут представлять большой интерес для кооперационного сотрудничества.
Мы готовы оказывать содействие любым бизнес-инициативам казахстанской стороны как в части поиска партнеров для сотрудничества, так и в части подготовки и обоснования необходимых заявок на льготное финансирование. Для этого у нас созданы отраслевые экспертные рабочие группы. Дополнительные механизмы и меры поддержки на межгосударственном уровне – тарифные решения, корректировка защитных механизмов и прочие – могут обсуждаться и согласовываться в рамках Комиссии по кооперации и импортозамещению, действующей на площадке ЕЭК.
Речь идет о недавно созданном рабочем органе – Комиссии по кооперации и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях промышленности, которую вы возглавили? Каков подход к определению направлений развития импортозамещения, реалистичности проектов, возможности их финансирования, определения рынка сбыта?
А. К. Камалян: Да, все верно. 20 декабря 2022 года Коллегия ЕЭК сформировала Комиссию по кооперации и импортозамещению в приоритетных и высокотехнологичных отраслях промышленности. В состав нового рабочего органа вошли заместители министров промышленности, науки, экономики, конкуренции, транспорта, строительства, энергетики, иностранных дел стран ЕАЭС.
Комиссия призвана оказывать комплексное содействие в организации работы по кооперации и импортозамещению, разрабатывать механизмы и инструменты поддержки кооперации и импортозамещения, помогать выстраивать кооперационные импортозамещающие производственные цепочки на уровне Союза, вырабатывать предложения для повышения конкурентоспособности евразийской высокотехнологичной продукции на внутреннем и внешнем рынках.
На первом этапе нам предстоит определиться с критериями высокотехнологичности продукции и соответствующим перечнем продукции. Одновременно будет продолжена работа по дополнению и актуализации Карты индустриализации ЕАЭС.
В Казахстане есть автопроизводства, которые уже выпускают электромобили. Однако их редко встретишь на наших автотрассах в силу неразвитости сети заправок. ЕЭК предлагает использовать опыт Беларуси в строительстве зарядной инфраструктуры в странах ЕАЭС. Насколько он адаптивен для других стран и окупаем с точки зрения бизнеса?
А. К. Камалян: Созданная в Беларуси сеть электрозаправок – это порядка 600 станций, действительно, открывает широкие возможности для использования электротранспорта. Важно отметить, что эта программа предусматривает использование двух типов зарядных станций – Mode 3 и Mode 4.
Станции Mode 3 будут устанавливать в тех местах, где люди пребывают достаточно долго – вблизи офисов, бизнес-центров, гостиниц, парков и историко-культурных объектов. Заправки типа Mode 4 планируется размещать там, где пребывание людей обычно не превышает одного часа, однако позволит владельцу электромобиля полностью зарядить аккумулятор. Это крупные торговые центры, АЗС, стоянки такси возле вокзалов и аэропортов.
В конце прошлого года в Минске состоялось торжественное открытие супербыстрого зарядного комплекса общей мощностью 700 кВт. Он позволяет одновременно зарядить восемь электромобилей. В этом году в Беларуси планируют ввести в эксплуатацию еще 8 таких зарядных комплексов.
Конечно же, этот опыт не может быть не интересен и не ценен в рамках продвижения и развития электротранспорта в других странах ЕАЭС.
Подчеркну, что если говорить о развитии зарядной инфраструктуры в странах ЕАЭС, то оно невозможно без государственной поддержки, которая должна стать драйвером развития электромобильной отрасли в целом, хотя для бизнес-инвестиций это направление тоже представляется перспективным.
Евразийская экономическая комиссия предложила ряд мероприятий по созданию в странах ЕАЭС условий для запуска совместных кооперационных проектов критически важной инновационной и высокотехнологичной продукции в сфере электромобилестроения.
Источник: Пресс-служба ЕЭК
Добавить комментарий