Когда заработают общие энергетические рынки в ЕАЭС и какую выгоду получат потребители

О том, как продвигается формирование общих энергетических рынков ЕЭАС — об этом в интервью«Р» рассказал директор Департамента энергетики Евразийской экономической комиссии Вадим Закревский.

Совет Евразийской экономической комиссии утвердил проект повестки Евразийского межправительственного совета, проведение которого запланировано на 25—26 августа в Чолпон-Ате. Премьер-министры «интеграционной пятерки» обсудят реализацию инфраструктурных проектов, финансирование промышленной кооперации в союзе, учреждение Евразийской перестраховочной компании. Но особое внимание главы правительств уделят подготовке международного договора о формировании общего рынка газа ЕАЭС. В настоящее время остаются неурегулированными отдельные принципиальные вопросы, которые требуют принятия согласованных решений на высоком уровне. Ключевой касается тарифообразования на услуги по транспортировке газа на общем рынке. Какие есть предложения по его разрешению, а также как продвигается формирование общих энергетических рынков ЕЭАС — об этом в интервью«Р» рассказал директор Департамента энергетики Евразийской экономической комиссии Вадим Закревский.

По единым правилам

— Вадим Александрович, на какой стадии сейчас находится формирование общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза и когда он будет запущен?

В. А. Закревский: Для начала отмечу, что 5 апреля 2022 года вступил в силу Протокол о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года в части формирования общего электроэнергетического рынка. Таким образом, установлены основы функционирования общего рынка электроэнергии, определены его участники и инфраструктурные организации, принципы трансграничной торговли электроэнергией, компетенции органов ЕАЭС. Особое внимание уделено развитию рыночных механизмов торговли, обеспечивающих недискриминационные условия и транспарентные цены, а также возможности оптовым продавцам и покупателям электроэнергии заключать договоры непосредственно с покупателями и продавцами этого энергоресурса из других стран — партнеров по евразийской интеграции.

Однако для запуска общего рынка электроэнергии требуется выполнить еще ряд мероприятий.

Новый импульс для роста экономик: когда заработают общие энергетические рынки в ЕАЭС и какую выгоду получат потребители

Во-первых, должны быть подготовлены правила функционирования общего электроэнергетического рынка, которые будут регламентировать торговлю электроэнергией на нем, доступ к услугам по ее транзиту по территориям государств-членов, определение и распределение пропускной способности межгосударственных линий электропередачи, а также информационный обмен на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС. В настоящее время основные усилия ЕЭК и государств-членов сосредоточены на согласовании этих правил. Они находятся в высокой степени готовности и должны быть утверждены в текущем и следующем годах.

Во-вторых, для организации централизованной торговли электроэнергией на общем рынке Совет ЕЭК должен определить операторов такой торговли. Необходимо отметить, что Беларусь, Казахстан и Россия предложили свои торговые площадки для работы на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС. Это Белорусская универсальная товарная биржа, Казахстанский оператор рынка электроэнергии и мощности, Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа и российский Администратор торговой системы. Проект соответствующего распоряжения Совета ЕЭК подготовлен, согласован министрами энергетики стран ЕАЭС и направлен на рассмотрение органами ЕАЭС.

Следующим этапом станет разработка регламентов торговли и формы договора о присоединении к общему электроэнергетическому рынку субъектов, желающих покупать и продавать электроэнергию у партнеров по «евразийской пятерке».

Следует сказать, что создание общего электроэнергетического рынка приведет к повышению эффективности использования существующих генерирующих и передающих мощностей, уровня надежности электроснабжения, оптимизации инвестиций в электроэнергетику и формированию коллективной энергетической безопасности.

Что касается сроков запуска, общий электроэнергетический рынок ЕАЭС должен начать работу не позднее 1 января 2025 года со вступлением в силу правил его функционирования.

— А на каких принципах он будет работать и не заменит ли собой национальные рынки?

В. А. Закревский: Нет, не заменит. Это рынок трансграничной торговли, на котором смогут заключать сделки все оптовые производители и потребители электроэнергии из государств ЕАЭС. Торговля будет происходить как существующим сегодня способом — по свободным двусторонним договорам, так и на централизованных торгах с использованием биржевых механизмов. Именно централизованная торговля обеспечит развитие рыночных механизмов и транспарентное ценообразование на электроэнергию.

Принципы формирования включают в том числе сотрудничество на основе равноправия, взаимной выгоды и ненанесения экономического ущерба любому из государств-членов, соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей электрической энергии, а также других субъектов общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, учет особенностей существующих моделей национальных электроэнергетических рынков.

— Какие преимущества для стран «пятерки» даст его создание?

В. А. Закревский: Самое главное, он будет способствовать решению ключевой задачи евразийской интеграции — обеспечению стабильного развития экономик и повышению благосостояния населения стран «пятерки». К тому же формирование общего электроэнергетического рынка ЕАЭС поможет в урегулировании ряда накопившихся в электроэнергетике проблем.

Например, речь о том, чтобы обеспечить равный доступ к трансграничной торговле всех субъектов внутренних оптовых электроэнергетических рынков и расширить способы торговли, так как в настоящее время централизованная торговля электроэнергией между государствами ЕАЭС отсутствует. Вероятно, с началом функционирования рынка увеличатся объемы взаимной торговли электроэнергией между странами союза.

Переход к рыночным, более прозрачным механизмам ценообразования на электроэнергию окажет положительное влияние на снижение доли затрат на электричество в себестоимости конечной продукции и повысит добросовестную конкуренцию в различных отраслях экономики. У стран отпадет необходимость содержать излишние объемы устаревшей и неэффективной генерации.

В целом создание общего электроэнергетического рынка ЕАЭС повысит энергетическую безопасность как каждого из государств-членов, так и всего союза в целом.

Не стоит жать на газ

— Удалось ли решить все спорные вопросы по формированию общего рынка газа в ЕАЭС и какие еще остаются противоречия?

В. А. Закревский: Формирование общего рынка — сложный процесс, который проходит в несколько этапов. Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года предусмотрена подготовка международных договоров о формировании общих рынков энергетических ресурсов.

Комиссия совместно со странами ЕАЭС подготовила проект международного договора о формировании общего рынка газа. По нему сегодня в виде развилок остаются несколько вопросов. На фоне того объема работы, которая уже проделана, их немного. В то же время для стран они носят принципиальный характер. Поэтому нужны согласованные решения на высоком уровне.

Во-первых, это вопрос цено­образования на услуги по транспортировке газа на общем рынке. Газопотребляющие государства-члены (Армения, Беларусь, Кыргызстан) ратуют за то, чтобы тарифы на услуги по транспортировке газа на общем рынке не превышали аналогичные внутренние тарифы для субъектов внутреннего рынка газа. Они заинтересованы в том, чтобы стоимость транспортировки формировалась на прозрачных и недискриминационных условиях, создавала равные конкурентные условия для всех участников общих рынков. При этом газодобывающие государства-члены (Россия и Казахстан) отстаивают сохранение своего суверенитета на внутренних рынках, выступают за раздельное формирование тарифов для внутреннего и общего рынка газа.

В качестве компромисса комиссия предлагает определять тарифы на услуги по транспортировке газа на общем рынке в соответствии с действующими в государствах методиками для магистральных газопроводов, в которых будут предусмотрены недискриминационные и прозрачные механизмы тарифообразования.

Второй неурегулированный вопрос касается действия двусторонних международных договоров в сфере газа, которые препятствуют организации торговли газом на общем рынке. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе в случае сохранения действия межправительственных соглашений возможны два варианта их применения. Либо эти соглашения будут действовать одновременно с положениями международного договора по газу, либо они будут приведены в соответствие с положениями международного договора по газу и других актов, которые будут приняты в ходе формирования общего рынка газа.

Учитывая, что двусторонние соглашения обладают признаками договора транспортировки и поставки газа, заключаемого на общем рынке газа, их положения не должны противоречить нормам и положениям международного договора по газу.

И наконец, спорным остается транспортировка газа из третьих государств на недискриминационной основе. Тема инициирована Кыргызской Республикой и обусловлена техническими особенностями ее газотранспортной системы. Речь идет о разъединенности (северная часть не связана с южной), инфраструктурных ограничениях по поставкам газа на юг страны, которые определяют необходимость удовлетворения части потребностей в энергоресурсе за счет его импорта из третьих стран.

Есть и другие вопросы, касающиеся в том числе определения рыночной цены на газ, валюты расчетов на общем рынке газа.

Поиск решений по всем этим вопросам продолжается на уровне руководителей уполномоченных органов государств-членов. Сторонам весьма важно выработать взаимоприемлемые решения по чувствительным вопросам. Это позволит обеспечить практическую реализуемость принимаемых документов и готовность к запуску общих рынков.

— Что будет с ценами на газ в результате запуска общего рынка?

В. А. Закревский: Модель формируемого общего рынка газа предполагает свободное ценообразование на ресурс и установление цен на услуги по транспортировке газа на прозрачной и недискриминационной основе в соответствии с законодательством государств-членов. В качестве одного из механизмов рыночного ценообразования предполагается использовать биржевую торговлю.

Одновременно на общем рынке газа будут применяться механизмы антимонопольного регулирования.

Сочетание указанных механизмов направлено на то, чтобы цены на общем рынке газа не были подвержены значительным колебаниям, как это имеет место в Европейском союзе в настоящее время.

Стороны согласились с двухуровневой структурой рынков: общий рынок представляет собой трансграничные транспортировку и поставку газа, регулирование внутренних рынков газа государств-членов осуществляется национальными органами в соответствии с законодательством этих государств.

Черный снова в моде

— Что касается общих рынков нефти и нефтепродуктов. Понятно, что не все члены ЕАЭС — нефтедобывающие страны. В этой связи будет ли общая цена на нефть и нефтепродукты для торговли между странами ЕАЭС? И как будет формироваться стоимость?

В. А. Закревский: Отмечу, что аналогичная модель предусмотрена для общих рынков нефти и нефтепродуктов. Она также предполагает свободное ценообразование на нефть и нефтепродукты и установление цен на услуги по их транспортировке на прозрачной и недискриминационной основе в соответствии с законодательством государств-членов.

Программными документами также предусмотрено расширение применения рыночных механизмов ценообразования на нефть и нефтепродукты. Особое внимание планируется уделить развитию биржевой торговли нефтепродуктами.

— В прошлом году проведены первые имитационные биржевые торги нефтепродуктами. Будет ли в дальнейшем использоваться данный инструмент?

В. А. Закревский: Отработка подходов и организационно-технических вопросов, связанных с практической реализацией биржевых механизмов на общих рынках нефтепродуктов союза, имеет важное значение при подготовке соответствующих документов: актов, регулирующих отношения.

В ближайшее время государства-члены приступят к предметному обсуждению проекта Правил проведения биржевых торгов нефтью и нефтепродуктами на общих рынках нефти и нефтепродуктов союза, представленного российской стороной.

При необходимости и в случае заинтересованности уполномоченных органов и компаний мы готовы обеспечить проведение имитационных торгов нефтепродуктами на базе действующих биржевых механизмов.

— Насколько оправданы ожидания государств-членов от формирования общих рынков энергетических ресурсов?

В. А. Закревский: В условиях глобальных вызовов для мировой экономики усиливается роль и ценность формирования общих рынков энергетических ресурсов. Основная задача — эффективное использование энергетического потенциала для обеспечения общей энергетической безопасности от внешних вызовов в интересах устойчивого развития Евразийского экономического союза.

Снижение зависимости цен на внутреннем рынке от колебаний мировых цен, доступность энергоресурсов и выравнивание условий экономической деятельности будут способствовать реализации совместных инфраструктурных проектов, повышению инвестиционной активности бизнес-структур, модернизации топливно-энергетических комплексов государств-членов, повышению эффективности использования мощностей.

Энергия будущего

— На какой вид энергии в ЕАЭС делается ставка?

В. А. Закревский: Централизованно между странами «евразийской пятерки» на какой-то отдельный вид энергии ставка не делается. Договор о ЕАЭС не ограничивает государства-члены в том или ином выборе развития своей энергетики. При этом существует четкое понимание, что симбиоз использования традиционных и альтернативных источников энергии является в настоящее время наиболее перспективным направлением развития энергетики каждой страны.

В данном случае определение приоритетов развития национальных ТЭК полностью является внутригосударственным вопросом по обеспечению общей национальной безопасности. Он отдается странам с целью самостоятельного формирования баланса использования тех или иных видов энергии исходя из внутренних требований по поддержанию необходимого уровня энергетической безопасности и экономической эффективности функционирования всего топливно-энергетического комплекса государства.

Источник: Пресс-служба ЕЭК

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *