Артак Камалян: Основной приоритет сегодня – продовольственное обеспечение стран ЕАЭС

Министр по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артак Камалян рассказал о приоритетах деятельности ЕЭК.

Интервью министра по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Артака Камаляна порталу Banks.am о приоритетах деятельности ЕЭК.

— Артак Каджикович, каковы приоритеты Евразийской экономической комиссии в сложившихся непростых условиях, какие конкретные проекты сегодня считаются приоритетными, а какие оставлены в качестве перспективных?

А. К. Камалян: Действительно, за последние 3-4 месяца многое изменилось, в том числе и в Евразийской экономической комиссии, и сейчас мы работаем в первую очередь над оперативными мерами по стабилизации ситуации. На сегодняшний день наш основной приоритет – это обеспечение продовольственной безопасности ЕАЭС. Для этого все участники интеграционного объединения работают над обеспечением мер регулирования контроля экспорта сельскохозяйственной продукции. В целом в Союзе с обеспечением потребности внутреннего рынка больших проблем нет, есть определенные трудности, но они решаемые.

Следующий вопрос – импортозамещение. Государства ЕАЭС очень сильно интегрированы в мировое промышленное производство, что, в принципе, нормально – в условиях глобализации без этого невозможно. Но сейчас, когда на две страны, где очень сильно развита промышленность – Россию и Беларусь – наложены определенные санкции, возникает дефицит некоторых комплектующих, страдают целые отрасли. Мы сейчас принимаем оперативные решения для того, чтобы защитить внутренний рынок.

— У меня вопрос про продовольственную безопасность. В мае Вы говорили о важности четкости подхода к продовольственной безопасности. Насколько страны Евразийского Союза, в частности, Армения, могут обеспечить свою продовольственную безопасность?

А. К. Камалян: Если мы говорим о продовольственной безопасности в классическом понимании этого слова, то есть это и физическая доступность, и экономическая доступность продовольствия, и безопасность и качество этой продукции – это один вопрос. Если же мы говорим с точки зрения продовольственного обеспечения, то есть о физической доступности, чтобы продукция была на полках – это другой вопрос. Когда в рамках ЕАЭС мы говорим о продовольственной безопасности, все имеют в виду продовольственное обеспечение, и мало обращают внимания на две другие составляющие. Так вот, если мы говорим о продовольственном обеспечении, Республика Армения на сегодняшний день по основным видам продукции себя не обеспечивает, мы все отлично это знаем. Армения импортирует растительное масло практически на 100 процентов, 80 процентов мяса птицы, зерно больше, чем наполовину. В этом плане, конечно, страна очень зависима, прежде всего, от партнеров по ЕАЭС.

Когда мы говорим о продовольственной безопасности, то имеем в виду коллективную продовольственную безопасность Союза. Это значит, что государства-члены обеспечивают основными видами продукции и себя, и своих партнеров. Здесь важно учитывать, что природно-климатические условия, например, в России или Беларуси не сопоставимы с армянскими, тех возможностей для производства продукции, которые есть там, здесь, естественно, нет и наоборот. Именно поэтому мы говорим о коллективной продовольственной безопасности, и мы продвигаемся в развитии этого вопроса. К примеру, на последнем межправительственном совете было дано поручение о подготовке балансов по основным видам сельскохозяйственной продукции, производимой в наших государствах.

Иначе говоря, если Армении понадобится полмиллиона тонн зерна, то другие страны ЕАЭС, где есть излишек зерна, обеспечивают его поставки в Армению.

— Если не секрет, какие страны пока не согласны с этим подходом?

А. К. Камалян: Называть не буду, однако поясню их логику: продовольственная безопасность – это часть национальной безопасности, а национальная безопасность – прерогатива национальных государств. К слову, такой подход к вопросу является также следствием влияния форс-мажорных обстоятельств последних двух-трех лет, начиная с пандемии коронавируса. Могу сказать, что Российская Федерация, основной производитель сельхозпродукции в ЕАЭС, как раз поддерживает тезис коллективно-продовольственной безопасности.

— То есть проблем с зерном и сахаром у Армении не будет?

А. К. Камалян: Я не думаю, что будут какие-то проблемы с удовлетворением потребностей армянского рынка этими видами продовольствия. Вот вопрос цен – это другой вопрос. Про цены поговорить было бы интересно, потому что недавно мы делали у себя исследование, брали более 10 видов продовольственной продукции, и Армения по многим из них занимает самое высокое место по ценам. Вот это серьезный вопрос, над этим нужно задуматься и работать.

— Следующий вопрос: председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович заявил в мае этого года, что странам ЕАЭС на данном этапе необходимо рассмотреть вопрос введения собственной валютной системы в рамках организации. Что лежит в основе этой идеи?

А. К. Камалян: Это связано с санкциями. Проблема в том, что до последних событий все взаиморасчеты между странами ЕАЭС производились в подавляющем большинстве случаев в долларах, и когда две страны отключены от возможности использовать доллар, возникает большая проблема в части взаимной торговли. Когда поднимаются вопросы о формировании интегрированного валютного рынка и расширении использования национальных валют, речь идет о том, чтобы в будущем подобных проблем не возникало.

— Вы затронули интересный вопрос: недавно власти Армении признали, что по разным техническим причинам не могут перечислить средства, полученные от таможенных платежей, в общий бюджет ЕАЭС. Был ли решен этот вопрос? Если нет, то может ли это навредить таможенному союзу и создать большие проблемы в будущем?

А. К. Камалян: Нет-нет, проблем это не может создать. Вопрос лишь в техническом перечислении денежных средств. И для того, чтобы технически этот вопрос решить, нужно было принять политическое решение. Оно было принято на последнем Высшем совете, где главы стран ЕАЭС утвердили временный порядок расщепления таможенных пошлин между странами.

— То есть технически, наверное, средства, полученные в Армении, будут оставаться в Армении, в зачет тех денег, которые Армения должна была бы получить в конце года из общего бюджета?

А. К. Камалян: Расщепление делается практически ежедневно. Те средства, которые поступают в бюджет Армении, естественно, поступают в драмах, потом они должны конвертироваться, потом расщепляться по тем процентам, которые утверждены. То же самое делают и другие страны Союза. Перечисляется только сальдо. Кто кому должен, тому и перечисляются эти деньги. Сейчас, когда у двух стран возникли трудности из-за того, что они не могут делать перечисления в долларах, возник вопрос, каким образом эти перечисления делать. Вот и все. Вот это и есть технические вопросы.

— В феврале Вы объявили, что промышленный блок Евразийской экономической комиссии разработал механизмы финансирования промышленного сотрудничества. Можно ли узнать от Вас подробности этих механизмов?

А. К. Камалян: Мы действительно разработали ряд механизмов и инструментов для финансирования кооперационных проектов в Союзе, доклад уже готов, этот вопрос обсужден на заседаниях Коллегии и Совета ЕЭК и далее его рассмотрят члены евразийского межправсовета. Речь идет о нескольких предлагаемых нами механизмах финансирования. Это, в частности, использование средств банков развития для финансирования кооперационных проектов. Эта тема рассматривалась и обсуждалась с руководителями министерств финансов стран ЕАЭС, которые заверили нас, что они могут рассматривать определенные условия льготного финансирования кооперационных проектов. Из того, что может быть использовано на благо развития кооперации — это механизм смешанного финансирования национальными и наднациональными институтами развития, в результате которого может быть обеспечен конкурентный уровень стоимости кредитования. Был еще ряд предложений, которые, к сожалению, страны изначально не поддержали. Например, мы предлагали создать специальный фонд, который был бы направлен только на льготное финансирование кооперационных проектов. Однако, на последнем Совете 15 июля 2022 года обсуждение данного вопроса показало обострившуюся заинтересованность стран в поиске конкретных источников и механизмов финансирования кооперации — так что я надеюсь уже в этом году мы разработаем и представим на межправсовете соответствующие проекты актов Союза.

— Понятно. Некоторое время назад министр интеграции и макроэкономики ЕЭК Сергей Глазьев выступил за создание биржевой зоны ЕАЭС и переход на независимую от Запада систему ценообразования в национальных валютах. Насколько реально создание такой площадки в ближайшее время, и какие преимущества это даст ЕАЭС?

А. К. Камалян: Лично я отношусь к этой идее скептически. Не думаю, что мы можем существовать изолированно от глобальных рынков и мирового ценообразования. И вряд ли это нужно, потому что все-таки, особенно сейчас, влияние внешних рынков на даже полузакрытую экономику все равно будет достаточно большим. Кроме того, думаю, что и объёмы наши не те, чтобы эти биржи могли эффективно функционировать. Я имею в виду объёмы внутренней торговли между союзными странами.

— Хорошо. В марте этого года было объявлено, что Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Ираном может быть подписано в следующем году. Насколько важно это соглашение, какие перспективы оно содержит, особенно для Армении?

А. К. Камалян: Я думаю, что особенно сейчас это чрезвычайно важно, так как и для Армении и в целом для всего нашего Союза иранский рынок – достаточно большой. Там проживает примерно 80 млн человек. И если мы получим больший доступ к этому рынку для евразийских товаров, взамен тех рынков, которые были закрыты и неясно, сколько еще останутся закрытыми, я имею в виду рынки Европы и Америки, то в этом плане использование иранского рынка – определенный выход из положения. И поскольку мы имеем общую границу с Ираном, то товаропотоки так или иначе будут проходить через Армению, которая, безусловно, получит, весомые дивиденды от иранского транзита.

— А Казахстан? Там есть морской путь…

А. К. Камалян: Да, Вы правы. Но все-таки сухопутное сообщение имеет ряд преимуществ, которые и привлекут, уверен, большой процент товаропотока, и это определенным образом будет стимулировать в Армении предпринимательскую деятельность.

— А дороги? В Сюнике дороги, мягко говоря, не очень хорошие.

А. К. Камалян: Да, дороги не очень хорошие, но если бизнес и страна увидят, что в них есть потребность, то можно и пропускные пункты расширить, и сделать больше стоянок для фур, и дороги отремонтировать и расширить.

— Аналогичное соглашение планируется подписать с Объединенными Арабскими Эмиратами. А оно может содержать выгоды для Армении?

А. К. Камалян: Безусловно! В принципе, любые соглашения о свободной торговле очень выгодны странам с тех позиций, что увеличивается конкурентное преимущество предпринимателей, которые производят внутри страны определенные товары. Оно увеличивается, когда эти товары уходят на третьи рынки. Другой вопрос, а сможем ли мы производить конкурентные товары, которые будут там пользоваться спросом? Готовы ли наши предприниматели сформировать такие объёмы, которые будут эффективно туда транспортировать? Над этими вопросами нужно думать уже сейчас.

— В случае с ОАЭ мы тоже ожидаем, что основными воротами будет опять же Армения, или возможны другие пути?

А. К. Камалян: Я думаю, что если бы Вы задали мне этот вопрос, например, полгода назад, я бы сильно засомневался и сказал бы скорее «нет», чем «да». Сейчас я уверен, что если решатся инфраструктурные проблемы, связанные с дорогами и аэропортами, у Армении есть очень большой шанс стать значимым логистическим хабом, где можно построить склады, организовать сортировку, упаковку и отправку товаров в ОАЭ.

— Понятно! В феврале было объявлено, что страны Евразийского экономического союза планируют реализовать проект «Евразийский агроэкспресс» для ускоренной перевозки сельскохозяйственной и пищевой продукции в Азию и Европу. Каковы наработки в плане реализации проекта?

А. К. Камалян: Я думаю, что проект, в принципе, на финальной стадии, он в большей степени предусмотрен для стимулирования экспортной продукции и направлен на Китай. Сейчас, в связи с тем, что у всех стран есть определенное ограничение на экспорт, вопрос ушел на второй план, но думаю, когда ситуация изменится, вопрос реализации проекта «Евразийский агроэкспресс» снова станет актуальным.

— Замечательно! В рамках ЕАЭС предлагается создать международный арбитраж. На Ваш взгляд, насколько эффективной может быть эта структура?

А. К. Камалян: Подобная идея была, она обсуждалась у нас в Комиссии, но, к сожалению, к консенсусному решению мы не пришли. Страны сослались на то, что есть Евразийский суд, который может принимать решения и по арбитражным делам, дать какие-то рекомендации. Какие-то страны с этим согласились, какие-то – нет. Если Вы спросите мое личное мнение, то мне кажется, такой суд нужен, причем этому суду нужно дать определенные полномочия, чтобы его решения принимали обязательный, а не рекомендательный характер, потому что иногда это сдерживает развитие интеграционных процессов. Когда бизнес с бизнесом не может договориться самостоятельно, и дело доходит до суда, когда это совместный бизнес двух предпринимателей из двух разных стран, было бы объективнее, если бы это решал евразийский арбитраж, нежели армянский, или российский, или казахстанский.

— Что же для этого нужно?

А. К. Камалян: Нужно политическое решение и внесение изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе. Вся проблема сейчас в том, что в договоре нет таких полномочий, в нем отмечен только Евразийский суд.

— Хорошо. И следующий вопрос: Вы представляете в Комиссии Армению. Хотелось бы узнать, какие сейчас у армянской стороны приоритеты в Комиссии, и что является для нас сейчас самым актуальным?

А. К. Камалян: Я думаю, что в сложившихся реалиях приоритеты Армении схожи с приоритетами Казахстана и Киргизии. С одной стороны, наши государства пытаются, не нарушая международное право, выполнять те обязательства, которые они на себя взяли, а с другой – использовать определенный шанс, определенную геополитическую обстановку для того, чтобы развивать у себя некоторые компетенции в части организации производства, предоставления сервиса и услуг. И все страны, кстати, этим занимаются. Например, на Евразийском форуме президент Казахстана предложил попробовать разработать механизмы релокации иностранных компаний, уходящих из России и Беларуси, для того, чтобы они не уходили в целом из Союза. Ко всему нужно подходить с умом, с системным подходом, взвешивая все «за» и «против». Правительство Армении так сегодня и работает.

— Чисто по Вашим внутренним ощущениям, какова сейчас позиция, роль Армении в Евразийском Союзе? Наши позиции крепки?

А. К. Камалян: Безусловно, да. У Армении очень взвешенный и рациональный подход ко всем процессам, происходящим в ЕАЭС, и все страны это ценят. При этом представители Армении всегда защищают и отстаивают свои интересы.

— Мой последний вопрос, несколько философский: как Вам работается в Москве, с представителями других стран? Комфортно ли Вы там себя ощущаете?

А. К. Камалян: Более чем комфортно. Большую часть своей жизни я прожил вне Армении, поэтому у меня скорее российско-западный менталитет, и отношения с коллегами-министрами у нас рациональные, добрые и товарищеские. Мы обсуждаем, принимаем решения, и, конечно, порой не обходится без горячих споров, но, на мой взгляд, КПД принимаемых решений от этого только растет.

Источник: Пресс-служба ЕЭК

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *