Российская логистика попала в турбулентность

Пандемия коронавируса второй год оказывает серьезное воздействие на все сферы экономики, крайне ощутимо она прошлась по доставке грузов.

Возникший на фоне отложенного спроса бум на перевозку товаров привёл к дестабилизации логистических цепочек не только в России, но и во всем мире. Опрошенные РИА Новости эксперты рассказали о том, как изменилась доставка грузов в уходящем году и чего ожидать в будущем.

Как рассказали в «РЖД Логистике» (входит в РЖД), в 2021 году сильнее всего ощутил турбулентность сегмент морских перевозок, стоимость которых по сравнению с началом 2020 года выросла в шесть раз, а срок доставки — в два-четыре раза из-за заторов в портах на фоне возросшего спроса на логистические услуги.

Подтверждают это и в транспортной группе Fesco: разбалансировка цепочек поставок привела к росту простоев судов, нарушению расписания и задержкам с доставкой грузов. Грузовладельцы искали варианты ускорения доставки, использовали новые маршруты — наблюдался активный рост потока через порты Дальнего Востока. «Возможно, больший рост перевозок можно было бы увидеть при отсутствии ковидных ограничений в портах Китая и на сухопутных границах, а также энергокризиса в Китае», — рассказали в компании.

Обострилась проблема в ноябре, когда дальневосточные порты были загружены импортными товарами на фоне роста транзитных перевозок из Китая. Нормализовать возникшие заторы удалось к декабрю. В «РЖД Логистике» также напомнили о мартовском инциденте с четырёхсотметровым контейнеровозом Ever Given, перегородившем важнейшую транспортную артерию Земли – Суэцкий канал. Это стоило мировой логистике миллионы долларов в сутки.

Альтернатива в колесах

Впрочем, логистический кризис хотя и значительно повлиял на мировую экономику, однако не всегда отрицательно, считают в транспортно-логистическом холдинге — группе «Дело». Несмотря на уже названные проблемы, логистические цепочки, «уперевшись в одном месте в непроницаемую стену в виде затаренных портов Юго-Восточной Азии», нашли альтернативный и относительно свободный путь через территорию РФ – по железной дороге. Так, за три квартала 2021 года железнодорожный транзит контейнеров вырос на 47%, по итогам года может превысить 1 миллион ДФЭ, что станет абсолютным рекордом.

«Если учесть, что каждый контейнер, перевезённый транзитом через нашу страну, в среднем оставляет здесь 10 тысяч долларов профита, можно посчитать, насколько логистический кризис в других местах оказался выгодным для российской экономики», — утверждают в компании. Такого же мнения придерживаются и в «РЖД Логистике», добавляя, что дальнейший рост железнодорожных грузоперевозок сейчас сдерживается только более низкими темпами развития инфраструктуры, пограничными ограничениями отдельных стран из-за COVID-19, консервативными санитарными нормами, таможенными процедурами и государственным регулированием.

Контейнеры вырвались вперед

В группе «Дело» полагают, что и без описываемых логистических проблем контейнерные перевозки бы выросли, о чём свидетельствует объективное развитие рынка, связанное с продолжающимся ростом контейнеризации. «Перевозки контейнерных грузов в мире последние 50 лет росли темпами 11% в год, в России в последние годы превышали 10%. В этом году контейнерный рынок, по прогнозам, в среднем вырастет на 14%. Хотя с третьего квартала фиксируется замедление до, ориентировочно, 11,4%. По прогнозам наших специалистов, рынок контейнерных перевозок в следующем году вырастет на те же доковидные 10-11%», — комментируют в компании.

По прогнозам «Института проблем естественных монополий», перевозки контейнеров на сети РЖД в конце 2021 года вырастут на 11% по сравнению с 2020 годом, до 6,4 миллиона ДФЭ, в следующем году продолжат рост и могут превысить семь миллионов ДФЭ.

По мнению Fesco, контейнерный рынок не исчерпал своего потенциала роста и, по ожиданиям компании, в следующем году рост рынка продолжится, но более умеренными темпами. В «РЖД Логистике» дают оптимистичный прогноз, полагая, что дисбаланс в цепочках поставок продлится весь будущий год, поэтому РФ необходимо «воспользоваться сложившейся ситуацией и нарастить объем транзитных перевозок по маршруту Китай–Европа еще как минимум на 50% к текущим объемам».

Застряли в ограничениях

Говоря о сохранении в 2022 году проблем, возникших в этом году, участники рынка считают, что останутся трудности с введением карантинных мер на погранпереходах, ограничением со стороны Китая на некоторые виды грузов, а также ряда инфраструктурных затруднений, связанных с пропускной способностью сети РЖД, подходов к портам и погранпереходам. «Такая турбулентная ситуация может продолжаться весь год», — отмечают в «РЖД Логистике».

В группе «Дело» также прогнозируют, что сохранится недопуск операторов на отдельные транзитные направления. «Высокие цены на фрахт контейнеров, по прогнозам группы, сохранятся весь 2022 год, а к доковидным значениям, как ожидают аналитики, не вернутся уже никогда», — заключили в компании.

 

Источник: РИАН

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *