Россия может вдвое увеличить экспорт зерна, заявил эксперт
Уже сегодня зерно — основный продукт аграрного экспорта.
Сегодня Россия производит 120-130 млн тонн зерна, но могла бы выйти на 200-250 млн тонн и, соответственно, экспортировать зерна в два раза больше. В свою очередь растениеводство может стать драйвером развития отечественной экономики, считает директор Института права и развития высшей школы экономики — Сколково Алексей Иванов. О потенциале и перспективах отрасли он рассказал в рамках «времени эксперта» на пленарном заседании Совета Федерации 6 октября.
Уже сегодня зерно — основный продукт аграрного экспорта. По мнению эксперта, огромный потенциал отрасли пока не используется в полной мере. «У нас девять процентов всех посевных площадей в мире. Но при этом наша доля в глобальном экспорте зерна — около пяти процентов», — привёл данные А. Иванов. По его мнению, отечественные производители могут выйти на совершенно новый уровень по урожайности. А растениеводство может быть локомотивом развития отраслей экономики.
Эксперт напомнил, что тренд с импорта зерна на экспорт в нашей стране поменялся не так давно — в 2000-х годах. Обеспечивать страну зерном и продавать его за рубеж стало возможным после того, как в отрасль пришёл бизнес.
Сегодня Россия производит 120-130 млн тонн зерна, внутренняя потребность — порядка 70 млн тонн, констатировал А. Иванов. По расчётам Института права и развития высшей школы экономики — Сколково, наша страна может выйти на производство 200-250 млн тонн зерна и, следовательно, больше поставлять на экспорт.
Основная проблема, которая мешает увеличить производство зерна, заключается, по словам эксперта, в том, что «выход на глобальные рынки для РФ осложнён архитектурой этих глобальных рынков, где биржевая торговля строится на спекулятивной основе». Этот фактор А. Иванов считает одним из главных вызов для российского АПК.
Наиболее перспективной для экспорта культурой, по мнению докладчика, является пшеница, так как она прошла наименьшее технологическое обновление. «Растениеводство, особенно производство пшеницы может стать новым драйвером развития, в том числе для регионов, которые не могут участвовать в чистом аграрном экспорте, но могут участвовать в механизмах карбонового земледелия (способ ведения агробизнеса, в ходе которого происходит улавливание и захват органического углерода из атмосферы растениями с последующим удержанием его в земле. — Прим. ред.), — уверен А. Иванов.
Ввод рынка карбонового земледелия, по его мнению, «это новая революция, в которую нужно как можно быстрее запрыгивать». Ведь от сельского хозяйства сегодня ждут перехода на низкоуглеродный формат развития.
По прогнозам эксперта, сельское хозяйство вполне может стать второй опорой доходов российского бюджета после нефти и газа. Для этого следует поставить амбициозные цели: постараться уйти от спекулятивного ценообразования на зерновом рынке и ориентировать российских производителей на увеличение объёмов экспорта зерна.
Источник: Парламентская газета
Добавить комментарий