Конкуренция в ЕАЭС: как будут регулировать промышленные субсидии
Как проводится работа в этом направлении и удастся ли достичь добросовестной конкуренции рассказал заместитель директора департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Николай Рогожник.
Страны-участницы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) взяли на себя обязательства предоставлять промышленные субсидии по единым для всех правилам. Основная задача – предоставление субсидий, которые не будут ущемлять интересы отраслей национальной экономики любого другого государства ЕАЭС. Как проводится работа в этом направлении и удастся ли достичь добросовестной конкуренции? Об этом рассказал заместитель директора департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии Николай Рогожник.
— Расскажите, пожалуйста, как страны ЕАЭС выстраивают конкуренцию между промышленными предприятиями стран-участниц, ведь известно, что предприятия активно субсидируются? Урегулированы ли эти вопросы на законодательном уровне?
Николай Рогожник: В первую очередь необходимо отметить, что такие правила в рамках ЕАЭС уже сформированы и действуют. В 2019 году Евразийская экономическая комиссия (Комиссия ЕЭК) совместно со сторонами фактически завершила создание исчерпывающей наднациональной нормативной базы, комплексно регулирующей правила предоставления промышленных субсидий в Союзе. Предоставление государственной поддержки (промышленных субсидий) играет важную роль в обеспечении конкурентоспособности отраслей промышленности и стимулировании их инновационного развития. Поэтому очевидно, что страны активно развивают программы поддержки своих производителей. Предоставляют субсидии как в целом промышленному сектору своих стран, так и отдельным предприятиям, отраслям и направлениям.
В этой ситуации важным является обеспечение добросовестной конкуренции между производителями всех государств – членов ЕАЭС, так как субсидии могут искажать конкурентные условия на рынках, помогая производителям нерыночными механизмами увеличивать свою долю.
Понимая это, наши страны еще на этапе формирования Евразийского экономического пространства взяли на себя обязательства предоставлять промышленные субсидии по единым для всех правилам, суть которых допускать предоставление субсидий, не ущемляющих интересов отраслей национальной экономики любого другого государства-члена. Для этого субсидии разделили на допустимые (не искажающие добросовестную торговлю), специфические (предоставляемые отдельным предприятиям или отраслям) и запрещенные (вывозные и замещающие субсидии, а также субсидии, приводящие к серьезному ущемлению интересов любого из государств-членов ЕАЭС). Последние стороны договорились не предоставлять.
Данные договоренности в 2010 году были закреплены Соглашением о единых правилах предоставления промышленных субсидий. Впоследствии нормы Соглашения были интегрированы в Договор о ЕАЭС (статья 93 и приложение № 28).
С 2018 года можно говорить о новом этапе интеграции в сфере промышленных субсидий. 26 мая 2017 года главы правительств государств-членов Евразийского экономического союза подписали Соглашение о порядке добровольного согласования государствами Евразийского экономического союза с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения Комиссией разбирательств, связанных с их предоставлением. В апреле 2018 года Соглашение вступило в юридическую силу.
— Что регулирует Соглашение? О чем новом договорились страны Союза?
Николай Рогожник: Решение о том, что Соглашение необходимо для ЕАЭС в среднесрочной перспективе, было принято ещё при подписании Договора о ЕАЭС 29 мая 2014 года. Собственно говоря, в названии документа в целом и обозначен предмет его регулирования. Сам документ включает в себя несколько направлений совершенствования политики в области предоставления государственной поддержки промышленным предприятиям.
Основной целью подписанного Соглашения является увеличение прозрачности и предсказуемости экономических последствий на рынках при предоставлении государствами-членами ЕАЭС специфических субсидий.
Соглашение предоставляет государствам-членам Союза право обратиться в ЕЭК за согласованием специфических субсидий и проведением, при необходимости, разбирательств по вопросам предоставления промышленных субсидий.
Обратившееся за согласованием в ЕЭК государство будет застраховано от риска последующего введения компенсирующей меры в отношении получателя согласованной с ЕЭК субсидии со стороны любого из государств Союза.
Кроме того, со вступлением в силу Соглашения страны Союза смогут обращаться в ЕЭК за проведением анализа национальных актов на предмет соответствия Единым правилам предоставления промышленных субсидий.
При обращении в Комиссию за согласованием специфической субсидии государство-член должно предоставить полный перечень информации и сведений, необходимых для проведения Комиссией анализа специфической субсидии на предмет ее соответствия критериям допустимости, а также оценки ее влияния на отраслевой рынок в рамках Евразийского экономического союза.
Комиссия по итогам процедуры согласования принимает решения, обязательные для исполнения сторонами.
— Какие возможности Соглашение дает непосредственно производителям товаров?
Николай Рогожник: Необходимо сразу отметить, что механизм согласования добровольный. Производителям товаров, особенно имеющим существенную долю на рынке ЕАЭС, Соглашение дает возможность снизить риски оспаривания государственной поддержки со стороны производителей из других стран Союза и инвестировать в развитие своих производств в больших масштабах и долгосрочной перспективе. С точки зрения национальных экономик, польза очевидна, это рост инвестиций в субсидируемых отраслях, а соответственно и повышение их эффективности и конкурентоспособности.
— Какие специфические субсидии можно согласовать с Комиссией?
Николай Рогожник: Главным нововведением в правовой базе по промышленным субсидиям является установление в Соглашении единых критериев допустимости специфических субсидий для всех производителей.
Следует сказать, что эксперты комиссии и государств – членов провели значительную, в том числе переговорную работу, в определении оптимальных для наших стран критериев, по которым можно согласовывать субсидии, так как согласованные субсидии в перспективе не должны приводить к ущербу отраслям других стран ЕАЭС.
При формировании критериев за основу были взяты нормы и опыт Европейского союза, где Европейская комиссия имеет исключительное право на принятие решений о соответствии или несоответствии мер государственной поддержки, предоставляемых государствами-членами ЕС, законодательству ЕС. Кроме того, Еврокомиссия осуществляет функции по контролю и регулированию такой поддержки. Условия применения критериев в ЕС носят в основном экономический характер, то есть содержат ряд пороговых значений и установленных размеров сумм субсидирования. Например, в ЕС уровень малозначимой помощи определен как 200 тыс. евро в течение трехлетнего периода.
В целях выработки пороговых значений критериев допустимости в рамках Соглашения была произведена оценка существующих условий применения критериев ЕС в части адаптации к национальным экономикам и законодательству государств-членов.
На сегодняшний момент стороны, стремясь охватить наиболее важные причины исключительного предоставления государственной поддержки, договорились о 15 критериях, в том числе: малозначимая помощь, реализация совместных проектов государств-членов, производство высокотехнологичной, инновационной продукции, продукции, не имеющей аналогов, а также продукции, производящейся в недостаточном количестве. При определенных условиях допустимой является поддержка, направленная на возмещение материального ущерба, причинённого стихийными бедствиями, на оказание помощи предприятиям, находящимся в неустойчивом финансовом состоянии, предприятиям, находящимся в начальном периоде становления, также при проведении фундаментальных исследований, участии в выставках и ярмарках, реализации прикладных промышленных разработок, проведении повышения квалификации сотрудников. Кроме того, допускается субсидирование предприятий в целях адаптации существующих производственных мощностей к стандартам Союза, приведения к соответствию промышленной продукции требованиям международных стандартов, а также субсидирование производства промышленного товара, признанного совместно произведенным сторонами.
Данный перечень является открытым и может быть дополнен при принятии соответствующего решения главами правительств. В то же время Соглашением предусмотрено, что числовые параметры критериев допустимости устанавливаются и корректируются Советом ЕЭК.
— В настоящее время определены ли числовые параметры критериев допустимости субсидий? Могут ли стороны уже воспользоваться своим правом на согласование субсидий?
Николай Рогожник: В развитие Соглашения Комиссией совместно с государствами – членами разработано и принято 9 актов органов Союза, предусматривающих конкретизацию его норм, а также определяющие формы и порядок проведения процедур, предусмотренных Соглашением. В сторонах были определены соответствующие органы, уполномоченные за реализацию норм Соглашения.
На сегодняшний день приняты и вступили в силу последние документы, предусмотренные Соглашением:
11 апреля 2019 года вступил в юридическую силу Перечень условий применения отдельных критериев допустимости специфических субсидий (Решение Совета Комиссии от 18 января 2019 года №14) – документом определены пороговые значения критериев допустимости в рамках Соглашения;
14 июля 2019 года вступил в юридическую силу Порядок признания промышленного товара совместно произведенным государствами-членами Евразийского экономического союза (утвержден Решением Коллегии от 11.06.2019 № 93) — документом определен порядок организации государствами-членами процедур подтверждения уполномоченными органами (организациями) государств-членов признания промышленного товара совместно произведенным государствами-членами, а также тип соответствующего документа и условия, при которых он может быть выдан такими органами (организациями) государств-членов.
С момента вступления в юридическую силу этих документов можно констатировать, что правовая база для реализации Соглашения сформирована и государства – члены могут в полном объеме пользоваться правами и возможностями, предоставленными Соглашением, в том числе обратиться в Комиссию для согласования специфической субсидии, которая была предоставлена, предоставляется либо планируется к предоставлению.
— Проводила ли Комиссия разбирательства в рамках Соглашения?
Николай Рогожник: Соглашение устанавливает порядок проведения Комиссией разбирательств по вопросам предоставления промышленных субсидий. В случае, если государство-член считает, что отрасли национальной экономики угрожает или наносится ущерб, либо происходит серьезное ущемление интересов государства-члена вследствие предоставления другой стороной специфической субсидии, то первое государство-член может обратиться в Комиссию с заявлением о проведении разбирательства в отношении такой субсидии. В рамках разбирательств могут быть проведены консультации в целях обсуждения, предоставления дополнительной информации и пояснений.
Сразу следует сказать, что обращений для проведения Комиссией разбирательств по вопросам предоставления промышленных субсидий от сторон не поступало.
Стоит отметить, что деятельность Комиссии в целом направлена на предупреждение и недопущение причинения ущерба отраслям экономики сторон в результате предоставления субсидий. Так, в рамках контроля за соблюдением государствами-членами единых правил предоставления промышленных субсидий Комиссия проводит мониторинг и сравнительно-правовой анализ законодательства государств-членов.
Ежегодно готовится отчет о соблюдении государствами-членами положений Договора о ЕАЭС с результатами сравнительно-правового анализа нормативных правовых актов, в соответствии с которыми государства реализовывали субсидии в отчетном году, и практические рекомендации сторонам. Отчет содержит информацию о реализованных субсидиях, в том числе их классификации по видам в зависимости от их влияния на взаимную торговлю. Посредством Отчета осуществляется контроль за эффективностью исполнения сторонами обязательств, предусмотренных Договором в сфере промышленных субсидий.
Также Комиссия проводит оперативный мониторинг нормативных правовых актов государств-членов, предусматривающих предоставление промышленных субсидий в текущем году, и на системной основе докладывает о результатах на заседаниях Коллегии ЕЭК.
Кроме того, на основании направляемой сторонами информации Комиссией разработаны и системно актуализируются бюллетень нормативных правовых актов сторон, в соответствии с которыми предоставляются субсидии, и реестр принятых нормативных правовых актов государств-членов, включая предусматривающие предоставление специфических субсидий производителям чувствительных товаров (с указанием их реквизитов и кратким описанием).
Реестр и бюллетень опубликованы на сайте ЕЭК в отдельном разделе, доступ к которому предоставлен уполномоченным органам сторон.
Также Комиссия готовит заключения о соответствии направляемых сторонами проектов нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление специфических субсидий производителям чувствительных товаров, положениям статьи 93 Договора и Протокола.
Заключения ЕЭК способствуют принятию сторонами решений с учетом исполнения обязательств по Договору о ЕАЭС в части промышленных субсидий, что способствует предотвращению обращения других государств-членов Союза по этим актам.
Одновременно Комиссией подготовлены и опубликованы на официальном сайте Комиссии презентационные материалы, отражающие схемы предоставления субсидий, которые не рекомендовано применять сторонам при реализации промышленной политики.
Приведенная выше система работы по промышленным субсидиям, организованная Комиссией, в первую очередь носит превентивный характер, то есть нацелена на минимизацию рисков возникновения споров между сторонами и повышает прозрачность и предсказуемость оказания государствами-членами поддержки промышленных секторов экономики.
Ежегодный анализ показывает, что предоставление субсидий, искажающих конкуренцию на рынке Союза, сводится к минимуму, в том числе благодаря активно проводимой Комиссией работе с уполномоченными органами государств-членов по корректировке законодательства сторон в части полного соответствия предоставляемых субсидий положениям Договора о ЕАЭС и систематическому информационному и консультационному сопровождению.
Источник: Пресс-служба ЕЭК
Добавить комментарий