РЖД решили создать конкурента «Трансконтейнера»
В планах вывести новую структуру к 2025 г. в тройку крупнейших российских контейнерных операторов.
ОАО «Российские железные дороги», которое в 2019 году продало 50% + 2 акции крупнейшего в РФ контейнерного оператора «Трансконтейнер», планирует создать нового игрока на этом рынке. Об этом пишет в понедельник РБК со ссылкой на источники, близкие к «РЖД Логистике» (РЖДЛ) и собеседника в одной из вагонных компаний.
В планах, по словам собеседников издания, вывести новую структуру к 2025 г. в тройку крупнейших российских контейнерных операторов. При этом развивать проект РЖД планируют с участием партнера – частный инвестор должен появиться в 2021 г.
«Предполагается, что новая компания получит от РЖДЛ контракты и клиентскую базу, а также ее «дочку» – Far East Land Bridge (FELB, специализируется на железнодорожных перевозках в контейнерах из Китая, Южной Кореи и Японии в Европу и Россию и обратно по Транссибирской магистрали)», — приводит издание слова источников, ссылающихся на предварительную презентацию проекта.
В свою очередь, центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом монополии может передать в аренду новой структуре на 49 лет 11 ключевых терминалов – от Мурманска до Гродеково (Приморский край, рядом с границей с Китаем), также отмечают собеседники издания. Один из них говорит, что терминалов может быть больше – 12-13.
Кроме того, новый оператор получит от РЖД парк фитинговых вагонов-платформ, вложения в инфраструктуру передаваемых терминалов (на I этапе речь может идти примерно о 200 млн руб.), «льготы на ремонт» и приоритетный проезд по сети.
Частный инвестор, по словам источников, должен будет помочь с внедрением цифровой платформы-экспедитора, инвестировать в обновление оборудования и терминалов, в закупку платформ и контейнеров у действующих игроков рынка и на заводах, а также обеспечить оператора грузовой базой. Вклад в компанию должен быть «соразмерен» вложениям «Российских железных дорог», то есть его доля инвестора в новой компании может составить 50%.
Ее главой может стать бывший генеральный директор «Трансконтейнера» Вячеслав Сараев, говорят источники издания. В марте 2020 года тот перешел в «РЖД Логистику» на пост заместителя генерального директора.
К 2025 году доналоговая прибыль (EBITDA) новой структуры должна составить 18 млрд руб. в год, а ее оценка (evaluation value, EV) — 100 млрд руб., приводят собеседники издания данные презентации РЖД.
На I этапе (2021-2022 гг.) парк нового оператора будет состоять из 5 тыс. платформ, а объем перевозок — 0,4 млн TEU в год. В 2023-2024 гг. количество вагонов должно утроиться (до 15 тыс.), а объем транспортировки – вырасти до 1,1 млн TEU в год. На III этапе (2024-2025 гг.), как ожидается у компании будет 32 тыс. платформ и 95 тыс. контейнеров, а объем перевозок – 2 млн TEU в год. В 2019 году РЖДЛ доставила 163,3 тыс. TEU (+56% к 2018 г.). Основной рост пришелся на направление Китай-Европа (139,5 тыс. TEU, +56%).
В парке «Трансконтейнера» (актив группы «Дело» Сергея Шишкарева) сейчас 85,7 тыс. контейнеров и 31,7 тыс. платформ. В 2019 году оператор перевез 2,05 млн TEU, или почти 40% всех грузов в контейнерах (5,196 млн TEU). Группе также принадлежат 38 контейнерных терминалов.
Второй по величине участник рынка – группа FESCO (головная компания — ПАО «Дальневосточное морское пароходство»), крупнейший акционер — Зиявудин Магомедов), у которой 40 тыс. контейнеров и около 6 тыс. платформ, в 2019 году перевезла 625 тысяч TEU. Замыкает «топ-3» – «Eвросиб СПб — транспортные системы» Дмитрия Никитина (ему принадлежит около 3 тыс. платформ, объем перевозок в 2019 г. составил 145 тыс. TEU).
Опасения «Дела»
Генеральный директор группы «Дело» Игорь Яковенко заявил изданию, что в компании не видели проекта создания нового контейнерного оператора. «Однако если такой план действительно реализуется, то это вызывает у нас серьезнейшую обеспокоенность», — отметил он.
По его словам, действия «Российских железных дорог» нарушают «дух договоренностей», которые обсуждались при приватизации «Трансконтейнера — о неизменности условий работы на рынке контейнерных перевозок на среднесрочном горизонте, исходя из которых группа «Дело» считала свою модель участия в приватизации компании и ее дальнейшего развития.
На аукционе по приватизации «Трансконтейнера», состоявшемся в ноябре 2019 г., группа Шишкарева обошла «Eнисей Капитал» Романа Абрамовича и Александра Абрамова (был совладельцем оператора) и «Первую грузовую компанию» Владимира Лисина. Для этого «Делу» пришлось заплатить почти вдвое больше стартовой цены — 60,3 млрд руб. Позднее группа потратила еще около 60 млрд руб. на выкуп миноритариев.
«Если «Российские железные дороги» хотят привлечь частного инвестора, то надеемся, что это произойдет на конкурсной основе, с соблюдением всех процедур, принятых при приватизации госимущества», — заявил Яковенко РБК. Представитель «Eнисей Капитала» отказался комментировать, будет ли компания претендовать на покупку доли в новом операторе.
С учетом размеров рынка контейнерных перевозок новый оператор сможет занять свою долю за счет двух источников — доли «Трансконтейнера» или мелких и средних операторов, считает глава «Дела». «Поскольку свою долю мы отдавать не намерены, значит, под угрозой бизнес относительно небольших операторов, многие из которых несут серьезные обязательству по лизингу подвижного состава», — предупредил он. Яковенко выступил против «такой монополизации рынка». Сам «Трансконтейнер» оценивает свою долю на рынке фитинговых платформ в России более чем в 50%.
РЖД постоянно указывают на нехватку средств на инвестиционную программу для модернизации инфраструктуры и на этом основании предлагают правительству повышение тарифов в том числе и на контейнерные перевозки, которые бьют по всему рынку, добавил топ-менеджер. При этом компания намерена вкладывать средства в создание нового игрока в нише, где нет недостатка в частных компаниях, желающих там работать, заметил он. «По нашему мнению, такой подход не в полной мере соответствует роли и миссии государственной инфраструктурной компании», — отметил глава «Дела».
Будет ли новый оператор конкурентом
В то же время, источник РБК, близкий к монополии, утверждает, что новый оператор не будет прямым конкурентом действующих игроков. Помимо комплексных логистических услуг для крупных промышленных предприятий (3PL), экспорта и транзита компания намерена заниматься перевозками, требующими специализированного подвижного состава (рефрижераторов, танк-контейнеров, флекситанков и др.), а также контейнеризацией новых видов грузов с высокой добавленной стоимостью, следует из презентации монополии.
На III этапе развития (2024-2025 гг.) новый оператор намерен заниматься также проектами в области управления цепями поставок (4PL), подразумевающими полную передачу ему логистической функции от промышленных предприятий.
РБК напоминает, что руководство «Российских железных дорог» видит серьезный потенциал рынка контейнеров в РФ. «Высокие показатели достигнуты в контейнерном транзите, и уверен, что на конец года мы выйдем на цифру более 20% прироста по контейнерным перевозкам», — заявлял глава РЖД Олег Белозеров в октябре (речь идет об увеличении рынка до более 6 млн TEU).
«Фундаментальные причины для роста контейнерных перевозок есть. Мы к этому готовимся, парк платформ сегодня достаточный, профицитный, драматичных темпов роста ставки по фитинговым платформам мы тоже не видим. Контейнеры закупаются и за рубежом, и наши производители внутри страны начали их активно предлагать», — также говорил заместитель генерального директора компании Алексей Шило.
Источник: Интерфакс


Добавить комментарий