Заграница не поможет
Новому Правительству нужно совершить чудо, чтобы в 2020 г. ускорить темпы роста.
А почему? У двух главных клиентов России — ЕС и Китая — в 2020 году будет с экономикой не очень. В прошлом году было хуже, чем в 2018-м. Мы очень зависим от этих клиентов, от их спроса на российское сырье. Когда этот спрос растет — мы в ажуре. Когда падает — нам не до рапортов о победах.
Китай — это 16,6% внешнеторгового оборота России в 2019 г. (10,5% в 2013 г.). Растущий торговый партнер №1. Европейский союз — еще один наш главный клиент, хотя и падающий. За ним — 41,7% внешнеторгового оборота (49,6% в 2013 г.). В центре нашего обмена товарами с ЕС стоит Германия, торговый партнер России № 2. Когда-то она была первым, самым крупным. Сегодня ее доля в обороте — 8% (8,9% в 2013 г.). Еще один маяк для России в ЕС — Нидерланды (транзит нефти). Доля этой страны — 7,3%. Франция — пустяки, 2,3%, Италия — 3,8%.
Торговля с ЕС сверхвыгодна. Продаем на 100 млрд долл. больше, чем покупаем (2019). Эти деньги — валютная основа России. С Китаем скромнее. Положительное сальдо торговли в пользу России — 2 млрд долл.
Такова раскладка сил. Всегда внимательно следим за экономикой наших звезд — Китая, ЕС, Германии. Желаем им быть быстрее! Именно они — основа технологической модернизации России и двигатель спроса на российское сырье. Все остальные страны — мозаика, хотя и важная. США — 3,9% внешнеторгового оборота России (3,3% в 2013 г.). В этом смысле санкции ничего не изменили, потери понес только ЕС. Великобритания — 2,5%, Корея — 3,7%, Япония — 3%. Крупный партнер — Беларусь, 5%. Остальные страны — по убывающей. Казахстан — 2,9%, Украина — 1,7% нашего экспорта-импорта.
Но все-таки наши альянсы с Китаем, ЕС, Германией неравные. Это браки не вполне по любви. В них одна и та же модель торговли — обмен сырья на бусы. Из России катится большой поток сырья. А навстречу — машины и оборудование, комплектующие, электроника, качественные «исходники» (для лекарств, аграриев и т.п.). Доля минерального сырья в экспорте из России в Китай — 73,1%, древесины — 7,7%, машин и оборудования — всего лишь 4,8% (2019). И наоборот, машины и оборудование, средства транспорта в нашем импорте из Китая — 57%, одежда, текстиль и обувь — 11,2%. Такая пока дружба.
А что с Германией? Минеральное сырье — это 84,2% экспорта из России! А навстречу? Машины и оборудование, транспортные средства — 51,5% от всего импорта из Германии, фармацевтика — 12,1%.
И все-таки, может быть, Китай нас вытащит наверх? Придаст ускорение? Но у Китая с конца 2010-х постоянное падение темпов роста экономики. На 2020 год ему пророчат рост ВВП на 5,8% (МВФ). Много? Но Китай еще недавно показывал скорости в 9-10% в год. Никто не знает, насколько будет силен удар по Китаю коронавируса. И уже сейчас прогнозируют еще большее его замедление. Китай — торговый партнер N 2 для ЕС и Германии, N 1 для США и Японии, ключевой поставщик для многих стран и крупнейших бизнесов. Каждый день из многих уголков мира идут новости: нарушены поставки, не хватает комплектующих, вынуждены закрыться, встает производство, падение продаж. Причина — Китай.
Да, еще не беда — может быть, восьмушка беды. Только самое начало. Но если эпидемия вдруг начнет торжествовать, то Китай начнет упорно, неотвратимо замедлять всех.
Прогноз для ЕС на 2020 г. — рост экономики на 1,6% (в 2017 г. — 2,8%), для Германии — 1,2% (в 2017 г. — 2,5%). Низкие темпы страны — консервативны, растут в час по чайной ложке и к тому же тесно связаны с Китаем. Российский экспорт в ЕС в 2019 г. — всего лишь две трети от уровня 2013 г. А импорт машин, оборудования и всего прочего? Тоже две трети. Сонно, вяло.
У нас «китаизация» индустрии. Поток машин и оборудования из Китая в 2,4 раза по стоимости превышает такой же поток из Германии (2019). Когда-то все было наоборот. Догоняющие модернизации в России, наши рывки всегда были основаны на поставках из самых передовых центров мира. Тех, кто был впереди «планеты всей» по технологиям и оборудованию. До XX века — из Европы (Нидерланды, Германия, Франция, Бельгия). В начале 1930-х годов — из США, Германии, Великобритании. Ставились заводы лучше качеством, чем в самих США.
В 1990-х центром модернизации России стали Германия, ЕС. Сегодня эту роль берет на себя Китай. Вопрос только: каким будет качество модернизации? Первичны или вторичны импортируемые из Китая технологии, насколько они уровня «экстра»? Самые ли они новые? Китай дышит — в части технологий — в затылок США, Японии и ЕС, а мы будем дышать в затылок Китаю?
Так что, Остап Бендер был прав? Заграница нам поможет? В темпах роста пособит? Ответ — нет. Наши крупнейшие клиенты — Китай, ЕС, Германия — скорее притормозят нас. Великих 2000-х, когда внешняя торговля подталкивала рост, больше не будет. А инвестиции из-за рубежа? Их будет — кот наплакал, и больше всего спекулятивных. А где же выход? Он все тот же — на долгие времена. Возврат от сырьевой к универсальной экономике. Максимум поддержки внутреннему спросу.
Повторим — внутреннему спросу! Вот лозунги для первых 100 дней нового Правительства. Время — вперед! Стимулы экономике! Хватит заполнять ее поры бесчисленными законами, штрафами, надзорами, хватит уже того, что есть! Дай руку, брат, частный бизнес! Налетай, средний класс! НЭП 2.0. Хватит стареть! Частные деньги — доступнее, ниже процент, меньше налоги, чуть слабее рубль, сильнее льготы за рост и модернизацию и еще тысяча мер, дающих «движуху» тем, кто готов принимать риски, инвестировать и строить большую, развитую — и очень быструю — экономику у себя дома. Мы отстаем — время не терпит!
Источник: Российская газета
Опубликовано:
Алла Лукьянова


Добавить комментарий